Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики Чăваш Республикин Патшалăх ветеринари служби

Анализ эпизоотической ситуации по лейкозу крупного рогатого скота на территории Чувашской Республики

Анализ эпизоотической ситуации по лейкозу крупного рогатого скота на территории Чувашской Республики

Предлагаем рассмотреть один из вопросов эпизоотической безопасности, не теряющий актуальности на территории республики – ситуацию по заболеванию лейкозом крупного рогатого скота. Решение данного вопроса направлено на обеспечение защиты животных, а также на повышение эффективности молочного животноводства и увеличение производства молока в нашем регионе. 

Необходимо напомнить, что лейкоз крупного рогатого скота (далее также – лейкоз КРС) – это инфекционное вирусное заболевание, в борьбе с которым не существует биологических и химических средств его профилактики. Поэтому мероприятия по профилактике и борьбе с лейкозом основаны на выявлении больных и инфицированных животных при проведении диагностических исследований и вывода их из стада.

Эта болезнь наносит огромный ущерб хозяйствам и владельцам скота из-за выбраковки и убоя животных, утилизации пораженных органов, а зачастую и туш, преждевременной выбраковки скота, недополучения молодняка, молочной продукции, расходов на проведение комплекса противолейкозных мероприятий и диагностических исследований – что является далеко не полным перечнем экономических потерь от лейкоза крупного рогатого скота.

Основную роль в ликвидации лейкоза играют организационно-хозяйственные и ад­министративные мероприятия. Поэтому в борьбе с лейкозом требуется активное участие не только ветеринарной службы, но и всех заинтересованных в оздоровлении юридичес­ких и физических лиц, в первую очередь владельцев животных и местной администрации.

Стоит напомнить, что источником возбудителя болезни являются больные и инфи­цированные вирусом лейкоза животные. Восприимчив к этому вирусу только крупный рогатый скот, другие виды животных не болеют, как нет и достоверных научных сведений о заболевании этой формой лейкоза человека.

Лейкоз крупного рогатого скота в настоящее время имеет исключительную актуальность, как для нашей республики, так и в целом по России.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеринарии» лейкоз крупного рогатого скота включен в перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденный Приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 № 476.

На территории Чувашской Республики на 01.12.2017 зарегистрировано 13 неблагополучных пунктов по лейкозу КРС, расположенных на территориях Алатырского, Комсомольского и Порецкого районов:

Алатырский район:

- МТФ с. Сурский Майдан ООО «Сура» (неблагополучен с 2016 г.);

Комсомольский района:

-МТФ д. Старые Высли СХПК «Пайгас» (неблагополучен с 2015 г.),

- МТФ д. Мураты СХПК «Заря» (неблагополучен с 1990 г.);

Порецкий район:

- МТФ с. Порецкое СХПК им. Ленина (неблагополучен с 1993 г.),

- МТФ д. Анастасово СХПК им. Горького (неблагополучен с 1993 г.),

- МТФ с. Никулино СХПК «Никулинский» (неблагополучен с 2013 г.),

- МТФ с. Ряпино СПК «Маяк» (неблагополучен с 2013 г.),

- МТФ с. Сыреси СХПК «Заветы Ильича» (неблагополучен с 2013 г.),

- МТФ с. Козловка СХПК «Восход» (неблагополучен с 2013 г.),

- МТФ с. Антипинка ООО ОПХ «Простор», (неблагополучен с 2013 г.),

- МТФ с. Сиява ООО СХП «Сиявское» (неблагополучен с 2013 г.),

- МТФ с. Рындино ООО Агрофирма «Рындино» (неблагополучен с 2013 г.),

- МТФ с. Семеновское СХПК «Семеновский» (неблагополучен с 2013 г.).

На все неблагополучные пункты установлены ограничительные мероприятия и утверждены комплексные планы по оздоровлению хозяйств от лейкоза КРС в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 11.05.1999 № 359 «Об утверждении правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота».

Вопросы по профилактике и оздоровлению хозяйств от лейкоза ежегодно обсуждаются на заседаниях коллегии Госветслужбы Чувашии, на совещаниях проводимых Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики о перспективах развития молочного скотоводства Чувашской Республики и о реализации мероприятий по ликвидации лейкоза крупного рогатого скота в Чувашской Республике. Протокольные решения совещаний доводятся до глав муниципальных районов и городов Чувашской Республики, руководителей сельскохозяйственных предприятий, бюджетных учреждений ветеринарии республики для исполнения принятых решений.

Наряду с объективными проблемами при ликвидации очагов данного заболевания, в числе которых длительное течение болезни, несовершенство законодательной базы, сложность в проведении организационных и хозяйственных мероприятий, имеются и субъективные факторы.

Главный из которых – нежелание и противодействие отдельных руководителей хо­зяйств в проведении мероприятий по профилактике и ликвидации данной инфекции.

Проведение ветеринарных мероприятий требует определенных материальных и денежных затрат, которые входят в себестоимость сельскохозяйственной продукции. Однако проводить их необходимо, так как любое заболевание животных связано с экономическими потерями для хозяйства. Но зачастую владельцами хозяйств пренебрегаются обычные правила ухода за здоровыми и инфицированными животными и выполняются одним и тем же персоналом, с использованием одно и того же инвентаря.

Проводя анализ основных моментов, затрудняющих процесс оздоровления неблагополучных хозяйств от лейкоза КРС, можно отметить, отсутствие разделения стада на группы здоровых животных и вирусоносителей, изолированного выращивания молодняка, полученного от них, а также недостаточно налаженный зоотехнический учет животных с обязательной идентификацией (биркование, мечение и т.д.) и отсутствие налаженного искусственного осеменения коров и телок.

Эффективность противолейкозных мероприятий зависит от своевременного и пол­ноценного осуществления всех необходимых диагностических исследований, а также выяснения истинной эпизоотической ситуации каждого хозяйства по лейкозу и другим болезням. Борьбу с этой болезнью, при современном состоянии науки, можно вести только путем убоя больного скота, выращивания животных, свободных от этой болезни и вируса лейкоза крупного рогатого скота (ВЛКРС). 

Приказом Минсельхоза России от 14.12.2015 № 635 утверждены Ветеринарные правила по регионализации территории Российской Федерации. Регионализация предусматривает определение статуса по заразной болезни той или иной территории с учетом эпизоотологических данных. В перечне заразных болезней, по которым проводится регионализация территории Российской Федерации, содержится 141 болезнь.

В соответствии со статьей 2.6 Закона Российской Федерации «О ветеринарии», а также пунктом 2.15 Ветеринарных правил проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 14.12.2015 № 635, Россельхознадзором утверждено Решение об установлении статусов регионов Российской Федерации по заразным болезням животных и условиях перемещения подконтрольных госветнадзору товаров от 20.01.2017 (далее - Решение).

Решением Россельхознадзора от 29.08.2017 Алатырскому, Комсомольскому, Красночетайскому и Порецкому районам Чувашской Республики присвоен статус «неблагополучный» по лейкозу крупного рогатого скота, из-за наличия в указанных районах неблагополучных пунктов по лейкозу КРС.

Согласно присвоенному статусу реализация молока от восприимчивых к лейкозу КРС сельскохозяйственных животных возможна, для переработки на молокоперерабатывающих предприятиях, только от животных с отрицательными результатами исследования на лейкоз КРС.

Также требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013)» для производства продуктов переработки молока не допускается использование сырого молока, полученного от больных животных и находящихся на карантине.

Таким образом, в целях полного искоренения заболевания крупного рогатого скота лейкозом, предупреждения возникновения рецидивов и распространения инфекции на территории республики, необходимо повысить эффективность взаимодействия руководителей агропромышленного комплекса районов и хозяйств, зоотехнической и ветеринарной службы района. В организации мер профилактики и борьбы с лейкозом решающее значение придается охране хозяйств от завоза инфицированных и больных животных, выявлению и созданию стад крупного рогатого скота с высокой продуктивностью, в связи с чем руководителям неблагополучных по лейкозу КРС хозяйств необходимо более ответственно подходить к выполнению комплекса мероприятий по оздоровлению хозяйств, предусмотренных ветеринарным законодательством.

Стоит отметить, что в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) бездействие руководителей хозяйств в части проведения профилактических и ликвидационных мероприятий по лейкозу крупного рогатого скота образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ (административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.)

Также нарушение требований «Технического регламента на молоко и молочную продукцию» влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Размеры штрафов в данной ситуации составляют - на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей).

Любое передвижение больных животных не согласованное со специалистами ветеринарной службы и без ветеринарных сопроводительных документов также грозит владельцам животных возбуждением административных дел, а именно по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ и для граждан штраф будет варьироваться в размере от 500 до 1000 рублей; должностным лицам - от 3000 до 5000 рублей; лицам, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 3000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; юридическим лицам - от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.



01 декабря 2017
11:00
Поделиться