Анализ эпизоотической ситуации по лейкозу крупного рогатого скота на территории Чувашской Республики
Предлагаем рассмотреть один из вопросов эпизоотической безопасности, не теряющий актуальности на территории республики – ситуацию по заболеванию лейкозом крупного рогатого скота. Решение данного вопроса направлено на обеспечение защиты животных, а также на повышение эффективности молочного животноводства и увеличение производства молока в нашем регионе.
Необходимо напомнить, что лейкоз крупного рогатого скота (далее также – лейкоз КРС) – это инфекционное вирусное заболевание, в борьбе с которым не существует биологических и химических средств его профилактики. Поэтому мероприятия по профилактике и борьбе с лейкозом основаны на выявлении больных и инфицированных животных при проведении диагностических исследований и вывода их из стада.
Эта болезнь наносит огромный ущерб хозяйствам и владельцам скота из-за выбраковки и убоя животных, утилизации пораженных органов, а зачастую и туш, преждевременной выбраковки скота, недополучения молодняка, молочной продукции, расходов на проведение комплекса противолейкозных мероприятий и диагностических исследований – что является далеко не полным перечнем экономических потерь от лейкоза крупного рогатого скота.
Основную роль в ликвидации лейкоза играют организационно-хозяйственные и административные мероприятия. Поэтому в борьбе с лейкозом требуется активное участие не только ветеринарной службы, но и всех заинтересованных в оздоровлении юридических и физических лиц, в первую очередь владельцев животных и местной администрации.
Стоит напомнить, что источником возбудителя болезни являются больные и инфицированные вирусом лейкоза животные. Восприимчив к этому вирусу только крупный рогатый скот, другие виды животных не болеют, как нет и достоверных научных сведений о заболевании этой формой лейкоза человека.
Лейкоз крупного рогатого скота в настоящее время имеет исключительную актуальность, как для нашей республики, так и в целом по России.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеринарии» лейкоз крупного рогатого скота включен в перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденный Приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 № 476.
На территории Чувашской Республики на 01.12.2017 зарегистрировано 13 неблагополучных пунктов по лейкозу КРС, расположенных на территориях Алатырского, Комсомольского и Порецкого районов:
Алатырский район:
- МТФ с. Сурский Майдан ООО «Сура» (неблагополучен с 2016 г.);
Комсомольский района:
-МТФ д. Старые Высли СХПК «Пайгас» (неблагополучен с 2015 г.),
- МТФ д. Мураты СХПК «Заря» (неблагополучен с 1990 г.);
Порецкий район:
- МТФ с. Порецкое СХПК им. Ленина (неблагополучен с 1993 г.),
- МТФ д. Анастасово СХПК им. Горького (неблагополучен с 1993 г.),
- МТФ с. Никулино СХПК «Никулинский» (неблагополучен с 2013 г.),
- МТФ с. Ряпино СПК «Маяк» (неблагополучен с 2013 г.),
- МТФ с. Сыреси СХПК «Заветы Ильича» (неблагополучен с 2013 г.),
- МТФ с. Козловка СХПК «Восход» (неблагополучен с 2013 г.),
- МТФ с. Антипинка ООО ОПХ «Простор», (неблагополучен с 2013 г.),
- МТФ с. Сиява ООО СХП «Сиявское» (неблагополучен с 2013 г.),
- МТФ с. Рындино ООО Агрофирма «Рындино» (неблагополучен с 2013 г.),
- МТФ с. Семеновское СХПК «Семеновский» (неблагополучен с 2013 г.).
На все неблагополучные пункты установлены ограничительные мероприятия и утверждены комплексные планы по оздоровлению хозяйств от лейкоза КРС в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 11.05.1999 № 359 «Об утверждении правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота».
Вопросы по профилактике и оздоровлению хозяйств от лейкоза ежегодно обсуждаются на заседаниях коллегии Госветслужбы Чувашии, на совещаниях проводимых Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики о перспективах развития молочного скотоводства Чувашской Республики и о реализации мероприятий по ликвидации лейкоза крупного рогатого скота в Чувашской Республике. Протокольные решения совещаний доводятся до глав муниципальных районов и городов Чувашской Республики, руководителей сельскохозяйственных предприятий, бюджетных учреждений ветеринарии республики для исполнения принятых решений.
Наряду с объективными проблемами при ликвидации очагов данного заболевания, в числе которых длительное течение болезни, несовершенство законодательной базы, сложность в проведении организационных и хозяйственных мероприятий, имеются и субъективные факторы.
Главный из которых – нежелание и противодействие отдельных руководителей хозяйств в проведении мероприятий по профилактике и ликвидации данной инфекции.
Проведение ветеринарных мероприятий требует определенных материальных и денежных затрат, которые входят в себестоимость сельскохозяйственной продукции. Однако проводить их необходимо, так как любое заболевание животных связано с экономическими потерями для хозяйства. Но зачастую владельцами хозяйств пренебрегаются обычные правила ухода за здоровыми и инфицированными животными и выполняются одним и тем же персоналом, с использованием одно и того же инвентаря.
Проводя анализ основных моментов, затрудняющих процесс оздоровления неблагополучных хозяйств от лейкоза КРС, можно отметить, отсутствие разделения стада на группы здоровых животных и вирусоносителей, изолированного выращивания молодняка, полученного от них, а также недостаточно налаженный зоотехнический учет животных с обязательной идентификацией (биркование, мечение и т.д.) и отсутствие налаженного искусственного осеменения коров и телок.
Эффективность противолейкозных мероприятий зависит от своевременного и полноценного осуществления всех необходимых диагностических исследований, а также выяснения истинной эпизоотической ситуации каждого хозяйства по лейкозу и другим болезням. Борьбу с этой болезнью, при современном состоянии науки, можно вести только путем убоя больного скота, выращивания животных, свободных от этой болезни и вируса лейкоза крупного рогатого скота (ВЛКРС).
Приказом Минсельхоза России от 14.12.2015 № 635 утверждены Ветеринарные правила по регионализации территории Российской Федерации. Регионализация предусматривает определение статуса по заразной болезни той или иной территории с учетом эпизоотологических данных. В перечне заразных болезней, по которым проводится регионализация территории Российской Федерации, содержится 141 болезнь.
В соответствии со статьей 2.6 Закона Российской Федерации «О ветеринарии», а также пунктом 2.15 Ветеринарных правил проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 14.12.2015 № 635, Россельхознадзором утверждено Решение об установлении статусов регионов Российской Федерации по заразным болезням животных и условиях перемещения подконтрольных госветнадзору товаров от 20.01.2017 (далее - Решение).
Решением Россельхознадзора от 29.08.2017 Алатырскому, Комсомольскому, Красночетайскому и Порецкому районам Чувашской Республики присвоен статус «неблагополучный» по лейкозу крупного рогатого скота, из-за наличия в указанных районах неблагополучных пунктов по лейкозу КРС.
Согласно присвоенному статусу реализация молока от восприимчивых к лейкозу КРС сельскохозяйственных животных возможна, для переработки на молокоперерабатывающих предприятиях, только от животных с отрицательными результатами исследования на лейкоз КРС.
Также требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013)» для производства продуктов переработки молока не допускается использование сырого молока, полученного от больных животных и находящихся на карантине.
Таким образом, в целях полного искоренения заболевания крупного рогатого скота лейкозом, предупреждения возникновения рецидивов и распространения инфекции на территории республики, необходимо повысить эффективность взаимодействия руководителей агропромышленного комплекса районов и хозяйств, зоотехнической и ветеринарной службы района. В организации мер профилактики и борьбы с лейкозом решающее значение придается охране хозяйств от завоза инфицированных и больных животных, выявлению и созданию стад крупного рогатого скота с высокой продуктивностью, в связи с чем руководителям неблагополучных по лейкозу КРС хозяйств необходимо более ответственно подходить к выполнению комплекса мероприятий по оздоровлению хозяйств, предусмотренных ветеринарным законодательством.
Стоит отметить, что в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) бездействие руководителей хозяйств в части проведения профилактических и ликвидационных мероприятий по лейкозу крупного рогатого скота образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ (административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.)
Также нарушение требований «Технического регламента на молоко и молочную продукцию» влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Размеры штрафов в данной ситуации составляют - на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей).
Любое передвижение больных животных не согласованное со специалистами ветеринарной службы и без ветеринарных сопроводительных документов также грозит владельцам животных возбуждением административных дел, а именно по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ и для граждан штраф будет варьироваться в размере от 500 до 1000 рублей; должностным лицам - от 3000 до 5000 рублей; лицам, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 3000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; юридическим лицам - от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.