Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики Чăваш Республикин Патшалăх ветеринари служби

Ветеринары сельскохозяйственного труда

Ветеринары сельскохозяйственного труда
Минсельхоз окончательно согласовал новую редакцию закона "О ветеринарии". Из нескольких вариантов законопроекта, подготовленных за последние три года, выбран самый либеральный: обсуждавшегося подчинения всех региональных ветеринарных служб Россельхознадзору не будет.

Новую редакцию закона "О ветеринарии" депутаты Госдумы смогут обсудить уже осенью, проект согласован министерствами и прошел оценку регулирующего воздействия. Из имеющегося в распоряжении "Ъ" документа следует, что авторы законопроекта не стали учитывать наиболее радикальные предложения как самого Россельхознадзора, так и поддерживающих его участников рынка.

В частности, производители и переработчики мяса и рыбы предлагали вернуть Россельхознадзору контроль над ветеринарными службами субъектов РФ (см. "Ъ" от 19 апреля). Необходимость такой реформы они мотивировали двумя факторами — бесконтрольным ростом тарифов на ветеринарные услуги региональных служб (на 92% с начала 2013 года), также неспособностью и нежеланием региональных ветеринаров бороться с распространением карантинных заболеваний животных. В частности, речь шла о вирусе африканской чумы свиней (АЧС), который распространяется по территории России в течение последних пяти лет. Но Минсельхоз, ответственный разработчик законопроекта, предпочел сохранить действующую систему. Это означает, что регионы сохранят одну из существенных доходных статей своих бюджетов.

С 2004 года ветеринарная служба РФ разделена на общефедеральную — Россельхознадзор (подчиняется Минсельхозу) — и 83 ветеринарные службы субъектов РФ (подчиняются губернаторам). В функции Россельхознадзора входит проверка импортных и экспортных товаров, а также определение степени ветнадзора внутри страны в случаях, определенных приказами Минсельхоза. Региональные ветслужбы занимаются выдачей разрешений на перемещение продукции животного происхождения внутри страны (такое разрешение требуется при пересечении продукцией границы региона), могут вводить карантин и запрет на ввоз или вывоз такой продукции с территории региона. Свои собственные ветслужбы имеют также силовые ведомства РФ.

Участники рынка предлагали также перевести всю ветеринарную сертификацию в электронную форму, но и эта инициатива не нашла поддержки. В Минсельхозе это объясняют тем, что полный переход на оформление ветеринарных сертификатов в электронном виде должен быть осуществлен после введения в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы в сфере ветеринарии, которая будет вводиться поэтапно вплоть до 1 января 2016 года. В Рыбном союзе настаивают, что переход на электронную форму сертификатов возможен уже с 1 января 2014 года: в Россельхознадзоре уже действует своя собственная электронная система. Больше всего предпринимателей беспокоит исключение из законопроекта положений о безвозмездном характере выдачи электронных ветеринарных сертификатов. Стоимость только печати сертификатов на специальной гербовой бумаге в масштабах всей страны превышает, по оценкам участников рынка, 55 млрд руб. в год.

Юрист бюро DS Law Софья Данилова положительными моментами законопроекта называет расширение понятийного аппарата, а также более четкое разграничение полномочий между Россельхознадзором и региональными ветслужбами. Главным же достоинством проекта опрошенные "Ъ" участники рынка и эксперты считают само появление законопроекта, который наконец объединил все регулирующие приказы и постановления, выпущенные ранее на уровне Минсельхоза и Россельхознадзора. Действующий закон "О ветеринарии" был принят в 1993 году и уже не отражал большую часть реалий рынка. Предполагается, что новый закон может вступить в силу с 2014 года, но по ряду пунктов в нем предусмотрены переходные периоды. В полном объеме закон заработает к 1 января 2017 года.

Светлана Ъ-Ментюкова


"КоммерсантЪ"
12 августа 2013
11:08
Поделиться