Ветеринары сельскохозяйственного труда
Минсельхоз окончательно согласовал новую редакцию закона "О ветеринарии". Из нескольких вариантов законопроекта, подготовленных за последние три года, выбран самый либеральный: обсуждавшегося подчинения всех региональных ветеринарных служб Россельхознадзору не будет.
Новую редакцию закона "О ветеринарии" депутаты Госдумы смогут обсудить уже осенью, проект согласован министерствами и прошел оценку регулирующего воздействия. Из имеющегося в распоряжении "Ъ" документа следует, что авторы законопроекта не стали учитывать наиболее радикальные предложения как самого Россельхознадзора, так и поддерживающих его участников рынка.
В частности, производители и переработчики мяса и рыбы предлагали вернуть Россельхознадзору контроль над ветеринарными службами субъектов РФ (см. "Ъ" от 19 апреля). Необходимость такой реформы они мотивировали двумя факторами — бесконтрольным ростом тарифов на ветеринарные услуги региональных служб (на 92% с начала 2013 года), также неспособностью и нежеланием региональных ветеринаров бороться с распространением карантинных заболеваний животных. В частности, речь шла о вирусе африканской чумы свиней (АЧС), который распространяется по территории России в течение последних пяти лет. Но Минсельхоз, ответственный разработчик законопроекта, предпочел сохранить действующую систему. Это означает, что регионы сохранят одну из существенных доходных статей своих бюджетов.
С 2004 года ветеринарная служба РФ разделена на общефедеральную — Россельхознадзор (подчиняется Минсельхозу) — и 83 ветеринарные службы субъектов РФ (подчиняются губернаторам). В функции Россельхознадзора входит проверка импортных и экспортных товаров, а также определение степени ветнадзора внутри страны в случаях, определенных приказами Минсельхоза. Региональные ветслужбы занимаются выдачей разрешений на перемещение продукции животного происхождения внутри страны (такое разрешение требуется при пересечении продукцией границы региона), могут вводить карантин и запрет на ввоз или вывоз такой продукции с территории региона. Свои собственные ветслужбы имеют также силовые ведомства РФ.
Участники рынка предлагали также перевести всю ветеринарную сертификацию в электронную форму, но и эта инициатива не нашла поддержки. В Минсельхозе это объясняют тем, что полный переход на оформление ветеринарных сертификатов в электронном виде должен быть осуществлен после введения в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы в сфере ветеринарии, которая будет вводиться поэтапно вплоть до 1 января 2016 года. В Рыбном союзе настаивают, что переход на электронную форму сертификатов возможен уже с 1 января 2014 года: в Россельхознадзоре уже действует своя собственная электронная система. Больше всего предпринимателей беспокоит исключение из законопроекта положений о безвозмездном характере выдачи электронных ветеринарных сертификатов. Стоимость только печати сертификатов на специальной гербовой бумаге в масштабах всей страны превышает, по оценкам участников рынка, 55 млрд руб. в год.
Юрист бюро DS Law Софья Данилова положительными моментами законопроекта называет расширение понятийного аппарата, а также более четкое разграничение полномочий между Россельхознадзором и региональными ветслужбами. Главным же достоинством проекта опрошенные "Ъ" участники рынка и эксперты считают само появление законопроекта, который наконец объединил все регулирующие приказы и постановления, выпущенные ранее на уровне Минсельхоза и Россельхознадзора. Действующий закон "О ветеринарии" был принят в 1993 году и уже не отражал большую часть реалий рынка. Предполагается, что новый закон может вступить в силу с 2014 года, но по ряду пунктов в нем предусмотрены переходные периоды. В полном объеме закон заработает к 1 января 2017 года.