ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ
Требования по обеспечению качества лекарственных средств для животных установлены законодательством Российской Федерации. По закону "О ветеринарии" (ст. 8) "надзор за производством и применением в ветеринарии биологических, химических и других лекарственных средств для животных" является государственной и ведомственной функцией.
Федеральный закон Российской Федерации "О лекарственных средствах" установил (ст. 5), что одним из путей регулирования отношений, возникающих при обращении лекарственных средств, является их государственный контроль производства, качества, эффективности и безопасности.
Помимо этого действуют ряд нормативных актов Правительства РФ и Министерств РФ, направленных на обеспечение качества лекарственных средств, в том числе "Положение о государственном ветеринарном надзоре в РФ" (постановление правительства РФ от 16.04.2001 г. № 295), "Положение о лицензировании фармацевтической деятельности" (постановление правительства РФ от 06.07.2006 г. № 416), приказ Минсельхоза РФ "Об утверждении правил государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок" от 01.04.2005 г. № 48. Министерство юстиции РФ зарегистрировало 09.10.1997 г. (рег. № 1394) "Правила проведения сертификации ветеринарных препаратов. РОСС RU.0001.01.ВПОО".
Таким образом, законодательство даёт возможность для регулирования требований к производству, качеству лекарственных средств на государственном и отраслевом уровнях, а также на уровне предприятий-изготовителей продукции. Системы государственного контроля и надзора, лицензирования, регистрации и сертификации лекарственных средств работают в рамках закреплённых за ними функций. Тем не менее в последние годы выявилось только посредством сертификации значительное количество (от 26 до 91 наименования ежегодно) лекарственных средств, не отвечающих действующим требованиям.
Так, в
Объёмы несоответствия продукции действующим требованиям
Виды лекарственных средств |
Количество проверок наименований лекарственных средств |
Количество наименований лекарственных средств, не отвечающих требованиям |
Выбраковано, % |
Химфармпрепараты: растворы инъекционные порошки, грануляты капли |
36 125 12 |
1 8 1 |
2,7 6,4 8,3 |
Кормовые добавки: ферменты добавки для оптимизации пищеварения, балансирования рационов добавки для усиления пигментации мяса, яиц добавки минеральные, минерально-витаминные |
23 70 9 17 |
8 22 2 14 |
34,7 31,4 22,2 82,3 |
Биопрепараты: вакцины сперма животных |
230 300 |
3 4 |
1,3 1,3 |
Всего: |
786 |
63 |
М=8,0 |
Из-за несоответствия требованиям чаще выбраковывались кормовые добавки (22,2 -82,3 % случаев), затем химфармпрепараты (2,7 - 8,3 %) и биопрепараты - 1,3 %.
Распределение несоответствия продукции по группам показателей её качества в 2007 - 2008 гг. составило: показатели безвредности - 34,3 %, эффективности и подлинности - 5,1, потребительские - 20,5, органолептические - 4,8 %.
Были обнаружены и выбракованы лекарственные средства, вызывающие гибель лабораторных животных из-за токсичности, содержащие пониженные и повышенные, по сравнению с нормативами содержания действующих веществ, не отвечающие требованиям по эффективности, специфичности, активности, микробиологической чистоте, стерильности, подлинности и другим показателям.
Значительное количество нарушений обнаруживается в оформлении маркировок продукции и сопроводительных материалов, прежде всего вкладышей в потребительские упаковки. Наиболее часты среди них такие, как отсутствие на маркировке сроков годности или даты выпуска лекарственного средства, неправильное указание способов и доз применения, видов и возрастных групп животных, которым разрешено применение лекарственных средств, неправильное указание сроков выдержки животных до убоя после окончания применения лекарственного средства. Нарушения в маркировке и сопроводительной документации опасны тем, что приводят к нерегламентированному использованию лекарственных средств, снижению или отсутствию эффекта от них, гибели животных, ухудшению качества и/или выбраковке животноводческой продукции.
Состояние дел с обеспечением качества лекарственных средств для животных и кормовых добавок не является исключением. Аналогичная ситуация сложилась и с лекарственными средствами для людей. Опубликованы сведения относительно объёмов нарушений. Установлено, что от 10 до 20 % отечественных предприятий выпускают фальсифицированные лекарственные средства. В России по оценке ВОЗ доля фальсифицированных лекарственных средств достигает 12 %, в европейских странах - не менее 5 - 7 % от общего числа препаратов (СВ. Болд, 2009).
По итогам слушаний в Государственной Думе РФ в феврале
Таким образом, несмотря на наличии законодательной базы для обеспечения качества лекарственных средств для животных, в РФ, как и в других странах, продолжают сохраняться условия для выпуска и реализации некачественной продукции. Среди причин для такого состояния дел в РФ могут быть названы следующие.
Инфраструктура организаций, отвечающих за надзор и контроль лекарственных средств, не ориентирована должным образом на систематическое выполнение данных работ. Эти организации не имеют в большинстве своём испытательной базы. В то же время надзорные и контрольные функции организаций, имеющих испытательную базу, в последние годы были сокращены или утрачены полностью.
На обеспечение качества продукции могут оказывать влияние несовершенство в системах регистрации лекарственных средств и кормовых добавок, лицензирования и сертификации.
Система регистрации определяет прежде всего каким должен быть уровень качества продукции, но не правомочна отслеживать и не контролировать её качество в течение срока действия свидетельства о регистрации.
Система лицензирования фиксирует наличие у предприятия необходимых возможностей для изготовления или реализации продукции. И лишь система сертификации располагает возможностью для реальной оценки качества изготавливаемой и реализуемой продукции, включая оценку партий или серийно выпускаемой продукции, а также проведение инспекционного контроля за ее качеством в течение срока действия сертификатов соответствия.
Однако более чем за 15-летний период функционирования системы сертификации ветеринарных препаратов, возник ряд факторов, которые негативно повлияли на эффективность работ по оценке соответствия продукции. Наибольшее опасение вызывает состояние дел по аккредитации сертификационных органов и испытательных лабораторий. Права на сертификацию лекарственных средств и кормовых добавок не всегда обоснованно получило большое количество организаций. Среди них имеются учреждения не ветеринарного профиля, не располагающие специалистами, способными профессионально оценивать соответствие данной продукции. Вместо ожидаемой конкуренции у органов и испытательных лабораторий по качеству оценки соответствия лекарственных средств между ними идёт ценовая конкуренция. При этом снижается качество сертификации в целом. Есть сведения (СВ. Болд, 2009), что недобросовестные органы по сертификации выдают сертификаты на лекарственные средства только на основании внешнего вида, состояния упаковки и маркировки, т.е. фактически не выполняя испытания продукции. По данным ЗАО "Ростест" (А.А. Медников, А.Б. Савкин, 2009), до 85 % сертификатов, выданных такими органами, не имеют необходимого обоснования.
Наличие проблем в действующей системе аккредитации органов и испытательных лабораторий признаётся ведущими специалистами в области технического регулирования (В. Версан и соавт., 2009).
Качество работ по оценке соответствия продукции может улучшиться после реализации положений постановления Правительства РФ от 24.04.09 г. № 163 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия". Если право аккредитации органов испытательных лабораторий, оценивающих лекарственные средства для животных, кормовые добавки, будет делегировано Минсельхозу России, отбор организаций для системы сертификации ветеринарных препаратов станет более профессионально обоснованным.
До завершения проводимой в настоящее время разработки федерального закона о внесении изменений в уголовный кодекс РФ и кодекс РФ об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за производство, реализацию фальсифицированных лекарственных средств, может оказаться целесообразным в качестве защиты интересов потребителей усиление инспекционного контроля за деятельностью недобросовестных сертификационных органов, испытательных лабораторий, изготовителей лекарственных средств проводимого не только по линии Агентства по техническому регулированию и метрологии, но и по линии Минсельхоза России.