Совещание руководителей управлений ветеринарии – федеральных и региональных
Этого совещания ждали. Накал страстей между двумя ветвями ветеринарной власти был так велик, что выплеснулся на страницы газеты. Можно укорять одних в заметном буквоедстве, в излишнем рвении и пустых обращениях в суд, а других — в глухом неповиновении, и стремлении сделать все, чтобы выставить противную сторону в невыгодном свете. Ясно было одно: такое противостояние ничего хорошего не принесет и ветеринарии оно существенно вредит.
Главный государственный ветеринарный инспектор страны Евгений Анатольевич Непоклонов именно об этом и сказал в своем выступлении, посвященном проблемам службы, знакомству с эпизоотической обстановкой в стране, оценке действий службы во время вспышки гриппа птиц, мерах профилактики, необходимых при возникновении этой болезни, характеристике работы региональных и федеральных служб ветеринарного надзора.
Почему все ветеринарные специалисты так высоко оценили выступление Евгения Анатольевича? В откликах, поступивших в редакцию, в письмах наших читателей цитируются положения его доклада, люди делятся надеждами, связанными с его словами, с перспективами, которые он нарисовал.
К чему призывал главный ветинспектор страны, выступая перед людьми, с которыми проработал не один год, с кем боролся с особо опасными болезнями, реформировал службу, с кем пытался смягчить резкость перемен и сохранить структуру службы боеспособной и действенной? К КОНСОЛИДАЦИИ! Это был лейтмотив его выступления. Все положения его доклада были своевременными и актуальными. Широкий спектр проблем, с которыми приходится сталкиваться ветеринарным специалистам в каждой области, каждом регионе, структурные процессы, которые возникли в связи с перестроечными моментами, головная боль, связанная с непониманием на местах единой государственной политики, социальных проблем, экономики.
- Все последние годы руководство ветеринарной службы, - говорил Е.А. Непоклонов, - пыталось минимизировать потери службы, связанные с реформированием. Удалось не так много, как хотелось бы. Но целого ряда перемен мы все-таки добились. Конечно, структуризация и массовые перемены, затеянные в службе, не всегда во благо. Посылов для проведения реформы было много — для бизнеса, для предпринимателей. Тот же бизнес пытался сформировать новую концепцию службы, и не всегда эти предложения были добропорядочны и несли благо для страны. Делались они без учета безопасности продукции, которая поступает в страну. Усилия, которые пришлось тратить на противостояние людям, пытающимся обогатиться за счет ввоза недоброкачественных продуктов, кормов, препаратов, были огромны. Сегодня не надо спорить, оправданна ли была реформа, ухудшила ли она качество работы ветеринарной службы. Нет времени на споры. Это уже данность. И так надо воспринимать сегодняшний день и работать дальше. И надо понять единственную истину: ветеринария может быть сильна, только когда она вместе. Нет белых и красных, нет людей с большими полномочиями или меньшими полномочиями. Есть люди, которые стоят на страже интересов страны и ее сограждан. И все они несут за свой труд равную ответственность. Разделение на федеральную службу и субъектовую произошло. Но оно ничего не поменяло для ветеринарии. Мы и так потеряли множество, грамотных специалистов из-за реформирования и неизбежных перестановок во время него. Теперь мы должны сплотиться и понимать, что развала службы допустить нельзя. А междоусобные войны ведут только к развалу. Мы не можем не видеть добрых знаков, которые уже проявляются сегодня. Возрождение Департамента ветеринарии и животноводства — это одно из добрых знамений. Будем надеяться, что при решении других проблем взвешенная, здравая точка зрения будет преобладать. Многие наши проблемы происходят из-за разделения полномочий ветеринарной службы субъекта Федерации и территориальной службы Россельхознадзора. Мы надеялись, что время расставит все по своим местам, и люди с той и другой стороны поймут, что в ветеринарии шашкой и окриком сделать ничего нельзя. Территориальные управления выстроены для того, чтобы обеспечить ветеринарное благополучие регионов страны. Если ветеринарная служба субъектов оснащена слабо, если к ней отношение руководителей края, области, региона прохладное, благополучия в этом регионе не будет. Каждое наше действие направлено на то, чтоб добиться укрепления ветеринарной службы. Долгое время мы только и разбирали конфликты внутри ветеринарной среды: десятки случаев взаимных обид, болезненных конфликтов привели к радости сторонних наблюдателей, которые хотят на этом пожаре погреть руки.
- Давайте не устраивать цирк на радость нашим недоброжелателям, — сказал Е.А. Непоклонов. - Надо формировать цивилизованные отношения. Наезды друг на друга, инспирирование бесконечных судебных дел, впадание в амбицию — все это признаки нездорового отношения к делу. И если люди сами не захотят этого понять, если не смогут работать в тандеме, следовательно, надо будет оценивать их профессиональную пригодность. Другого выхода нет. Территориальные управления сегодня проводят анализ состояния ветеринарных служб каждого субъекта. Финансирование, обеспечение транспортом, оснащение, обеспечение кадрами - учитывается все. Нам нужно разобраться, насколько боеспособны наши ветслужбы, насколько их оснащенность отвечает европейским требованиям, как выполняется план противоэпизоотических мероприятий. Такие отчеты, отосланные нами региональным руководителям, многими были восприняты по-деловому. В Сибири, в Новосибирской области, в Нижнем Новгороде ветслужбы выиграли благодаря нашему вмешательству. Но некоторые руководители восприняли наши письма неадекватно. И можно только пожалеть об этом. Потому что цель их рассылки была благой для региональных ветслужб.
Необходимо принять ряд целевых программ по развитию животноводства, формировать предложения специалистов, направленные на улучшение пород, на ликвидацию болезней молодняка. Максимально разумные предложения всегда будут рассмотрены и приняты. Анализ ситуации показал, что многие наши беды происходят из-за недостаточной нормативной базы, из-за отсутствия четко прописанных в законе положений. Очень многие нами разработанные положения, законы и постановления застревают на пути согласований и возвращаются к нам по несколько раз. Трудная ситуация с ящуром, недавняя вспышка гриппа уже достаточный повод, чтоб утвердить наши нормативные документы, без которых ветеринарный специалист чувствует себя связанным. Все, что касается гриппа птиц: министр сельского хозяйства РФ А.В. Гордеев на беседе у президента обсуждал эту проблему, актуальную для всего мира. В итоге были выделены специальные средства для решения этой проблемы, убраны препоны, мешающие оперативному прохождению нормативных документов. Создан штаб во главе с вице-премьером Д.А. Медведевым. Рад сообщить, что ряд документов, разработанных нами, в процессе согласования. Серьезные поправки в Закон «О ветеринарии» возвращаются к нам в который уж раз. Разработан также ряд нормативных актов по гриппу птиц, находящихся на утверждении в Минюсте.
Необходимо срочно разработать целевые программы по лейкозу, бруцеллезу, туберкулезу. Наличие таких программ нужно для того, чтобы отстаивать финансирование этих проблем. А их разработка требует персонального участия каждого специалиста. Сегодня есть реальные возможности, чтобы нас услышали. И мы должны выступить с объективным анализом ситуации и ясным толкованием разграничений: что должно делаться на субъектовом, а что — на федеральном уровне. Мы не должны забывать о мерах профилактики, о проведении мониторинга. Необходимо знать Кодекс МЭБ и положения ВТО. Уровень компетентности предполагает наличие этих знаний. Сегодня пересматривается уровень ответственности. Ящур, грипп птиц — это федеральный уровень. Туберкулез, лейкоз — уровень ответственности субъекта Федерации. Вы решаете каждый день тысячу проблем. Это и есть ветеринария. Есть вопросы, решение которых зависит от владельцев животных. А есть глобальные проблемы, которые надо ставить перед правительством. Такие программы надо готовить очень тщательно. Так, как мы формировали программу по гриппу птиц. Анализ, выявление зон риска, составление карт перелета диких птиц.
Если работать грамотно, на полную выкладку, времени не останется на взаимные распри. Работы хватит всем. На заседании штаба, на экране телевидения, в газетах звучит слово гл. санитарного врача господина Онищенко. Но наше слово тоже должно звучать. У нас много проблемных зон, которые не выпадают из сферы внимания: Дагестан, Краснодар, Ставрополь. Не надо создавать ажиотаж, так как птицеводство несет большие потери. Но разумно, четко, очень быстро и без шума работать надо. Только так можно предотвратить вспышки гриппа. Или неусыпно следить за своими соседями, странами, неблагополучными по ящуру.
У нас множество проблем. Но если работать, как работали раньше, не хвастаясь друг перед другом своими полномочиями и привилегиями, то мы, как всегда, будем верно и честно исполнять свой долг. И нас услышат, и к здравому смыслу вернутся — я очень в это верю.
О чем еще говорили на совещании. О программе по борьбе с ящуром. О задачах филиала института по ящуру, созданного на Востоке. Об отраслевой системе учета в отчетном году. О предложении новосибирских ветеринарных специалистов, призвавших объединиться и защищать свои интересы в профсоюзе ветеринаров России.
Руководитель ветеринарной службы Дагестана З.М. Джамбулатов сетовал в своем выступлении на то, что стоимость вакцин возросла в 4—5 раз. И эти возросшие расходы каждый раз надо обосновывать. Необходимо заранее сообщать в регионы цифры: стоимость вакцин, препаратов, мониторинга, который тоже обходится недешево, и тогда начальники управлений ветеринарии смогут закладывать эти цифры в бюджет. Дополнительные переговоры не потребуются.
Г.Д. Поляков, руководитель Ростовской ветеринарной службы, просил соблюдать четко сроки поставок биопрепаратов. Срыв этих договоренностей сказывается на эпизоотическом благополучии области.
Н.В. Филиппов, руководитель Волгоградской ветеринарной службы, также обращал внимание на несвоевременное выполнение заявок на поставку биопрепаратов. Он предупреждал, что необходимо учитывать действительную потребность регионов в препаратах. А не планировать четверть от требуемого количества.