Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики Чăваш Республикин Патшалăх ветеринари служби

Исчезающий вид. Как спасти от ядохимикатов людей и пчёл (Ветеринария и Жизнь)

Исчезающий вид. Как спасти от ядохимикатов людей и пчёл (Ветеринария и Жизнь)

В июне по России прокатилась новая волна пчелиного мора. Десятки тысяч пчелосемей погибли в Курской, Липецкой, Рязанской, Саратовской областях, а также в Татарстане и других регионах.

О том, что пчел губят пестициды, говорят давно и много. Если химикаты будут нещадно использовать и дальше, пчелы могут исчезнуть как вид к 2035 году, предупреждают в Союзе органического земледелия, ссылаясь на данные исследований. Гибель пчел чревата невозможностью разведения трети важнейших агрокультур. 
Но пчелы гибнут и из-за болезней. А их лечение чревато уже для здоровья людей.

Мед с антибиотиками

В Кодексе здоровья наземных животных МЭБ перечислены болезни и вредители, наносящие урон пчеловодству.
В их числе две болезни: американский и европейский гнилец пчел. Взрослые пчелы от них слабеют, а пчелиный расплод – личинки и куколки – погибают и превращаются в гниющую массу. 
Эти инфекции успешно лечат антибиотиками, но возбудители до 12 месяцев сохраняются в меде и других продуктах пчеловодства, с которыми распространяются по всему миру. 
Для человека возбудители американского и европейского гнильца пчел не опасны, однако, как утверждают ученые, в меде сохраняются остатки антибиотиков. 
Переносчики трех других пчелиных заболеваний – клещи, они вызывают варроатоз, акарапидоз и тропилелапсоз. Клещи опасны по двум причинам. Во-первых, они питаются гемолимфой и жировыми тканями пчелы. Во-вторых, переносят такие опасные вирусы, как деформации крыла, черного маточника, мешотчатого расплода, острого паралича, а также кашмирский вирус. 
По данным МЭБ, еще одну глобальную угрозу представляет малый ульевой жук. Этот вредитель поедает личинки пчел и пыльцу. Обитает в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Коварство «Калипсо»

В Федеральном научном центре пчеловодства периодически регистрируют массовую гибель пчел в России и из-за других болезней. Например, в последние годы на крупных пасеках Томской области дважды гибли 90% пчелосемей от нозематоза. Возбудитель болезни – микроспоридия Nosema apis, поражающая кишечник.
Но ни одна болезнь или паразит не наносит такого урона пчеловодству, как отравление пестицидами, говорят в Федеральном научном центре пчеловодства. 
«Когда цветет рапс, его нужно минимум пять-шесть раз обрабатывать большими дозами пестицидов, иначе вредители за несколько дней съедят весь урожай. К сожалению, пчелы каждый год страдают из-за обработки рапса, ведь эта культура занимает огромные площади и опыляется пчелами», – рассказала «ВиЖ» Анна Брандорф, врио директора Федерального научного центра пчеловодства, доктор сельскохозяйственных наук. 
Особенно опасны для пчел две группы пестицидов: неоникотиноиды и пиретроиды. Первые представляют собой нейротоксины, родственные никотину. Они вызывают возбуждение нервной системы, судороги, паралич и быструю смерть пчелы. Пиретроиды работают по принципу некоторых природных ядов, например яда скорпиона: действуют на натриевые каналы – важные белки в клеточных мембранах – и также приводят к параличу. 
Инсектициды могут убивать пчел косвенно: исследования показали, что неоникотиноиды нарушают память пчел. Насекомые не могут найти дорогу к улью и умирают в одиночестве. Пестициды также снижают иммунитет и повышают восприимчивость к вирусам и бактериям. Ученые из Оксфордского университета установили, что чем больше возраст пчелы, тем чувствительнее она к неоникотиноидам. 
«В 2018 году в Евросоюзе запретили использовать три самых токсичных для пчел неоникотиноида: имидаклоприд, клотианидин и тиаметоксам, – рассказали «ВиЖ» в ФГБУ «ВГНКИ» – В России ограничений на эти пестициды пока нет, все три вещества указаны в ”Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации”».
Среди используемых сегодня в России опасных для пчел неоникотиноидов и пиретроидов препараты «Актара», «Конфидор», «Искра Золотая», «Калипсо», «Искра. Двойной эффект».
Россия не единственная страна, где смертельные для пчел инсектициды применяются без ограничений. Агентство по охране окружающей среды США ввело запрет на использование 12 неоникотиноидов только в мае 2019 года. Власти Канады объявили о возможном введении запрета на неоникотиноиды в 2018 году, но пока не сделали этого.

Пестицидное лобби

«Плохо не само применение пестицидов, а их неграмотное использование, например дневные обработки, – пояснили в Комитете АПК Курской области. – Запретить неоникотиноиды сложно, ведь производители пестицидов лоббируют результаты своих исследований о безвредности этих веществ» 
«Днем в хорошую погоду пчелы вылетают на поле. Проводить обработку в это время категорически нельзя, можно только утром и вечером, – подтвердила Анна Брандорф. – Отменить использование инсектицидов, на мой взгляд, пока невозможно. Но в России самая большая проблема в отсутствии четкой системы контроля над использованием агрохимикатов. Никто не несет ответственность за неграмотное применение пестицидов, и остается надеяться только на совесть производителей сельхозпродукции».
Наказать за отравление пчел сложно. Когда пасечники приносят мертвых насекомых в ветеринарные лаборатории, часто отказываются проводить предлагаемую экспертизу: анализ на присутствие неоникотиноидов очень дорогой, это жидкостная хроматография. «Мы в Федеральном научном центре пчеловодства пока видим выход только в разъяснительной работе с сельхозпроизводителями: нужно информировать их об опасности для пчел, о важности соблюдения инструкций. В конце концов, нужно понимать, что массовая гибель пчел губительна для будущего сельского хозяйства», – подчеркивают эксперты. 
В России существует СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», утвержденный в 2010 году. В документе указано, что пестициды должны быть классифицированы по уровню опасности, и фермерам необходимо соблюдать строгие инструкции по их применению. Но инструкции нарушаются, считают специалисты ФГБУ «ВГНКИ».

Ресурс генофонда – в России

Биолог Надежда Островерхова из Томского государственного университета считает, что на гибель медоносных пчел влияет также гибридизация разных пород и диких подвидов.

«При скрещивании пчел ухудшается иммунитет насекомого, повышается его восприимчивость к болезням, действию пестицидов, – полагает эксперт. – Россия пока обладает уникальными возможностями для сохранения популяции медоносной пчелы. У нас есть ценная среднерусская порода Apis mellifera mellifera, устойчивая к болезням и низким температурам. В Европе эта порода почти исчезла».

Кроме того, в России есть две крупные популяции среднерусской пчелы: бурзянская (Башкортостан) и енисейская (Красноярский край). Их можно использовать для восстановления генофонда пчел, если популяция в других регионах критически сократится.

Отказ от больших площадей монокультур – еще одна помощь пчелам. Насекомые чувствуют себя лучше, когда рядом с пасекой есть много цветов разных видов – это обеспечивает полноценное питание.

Сколько денег приносит пчела

По оценкам экспертов, ежегодный вклад пчел в экономику оценивается в 265 миллиардов долларов США. Эти насекомые обеспечивают производство трети всех продуктов на планете. Вымирание пчел станет огромной потерей для людей.

С середины XX века в Северной Америке популяция пчел сократилась почти на 60%, в Европе – на 25%. От «пчелиного армагеддона» пострадали Бразилия, Азербайджан, Мадагаскар и Тибет. Самое масштабное исследование гибели этих насекомых, опубликованное в 2015 году в авторитетном журнале Science, показало, что численность пчел увеличивается только в Китае, Аргентине и Испании. Темпы развития пчеловодства в этих странах настолько высоки, что превышают потери от массовой гибели насекомых. В результате в мире сложилась парадоксальная ситуация: хотя локально пчелы вымирают, общая численность этих насекомых на планете с 1950-х годов удвоилась за счет вклада нескольких стран.

Однако это не повод для успокоения, обращают внимание эксперты. Несмотря на то что общая численность пчел увеличивается, темпы развития сельского хозяйства опережают развитие апикультуры. Площади культурных растений, которые должны опылять пчелы, тоже увеличиваются. Наравне с внедрением систем контроля применения пестицидов нужно создавать более эффективные средства борьбы с паразитами и болезнями пчел и искать альтернативу химикатам, заботясь в первую очередь о здоровье людей.

Анастасия Мазнева, федеральная отраслевая газета «Ветеринария и жизнь», №8 (27) август 2019, оригинал статьи: https://www.vetandlife.ru/vizh/tendentsii/ischezayushchiy-vid/



28 августа 2019
13:51
Поделиться